Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Если плательщик и его контрагент — кредитор предусмотрели в заключенном между ними договоре условие, дающее кредитору право на безакцептное списание причитающихся последнему сумм, плательщик должен оформить соответствующее соглашение с обслуживающим его коммерческим банком. Только при наличии подобного соглашения может быть реализован предусмотренный в договоре или в дополнительном соглашении механизм расчетов.
В письме банку или в тексте
договора банковского счета должно быть указано, какой кредитор вправе списывать с должника суммы в бесспорном порядке и за какую продукцию (товар, оказанные услуги, выполненные работы и т.п.).
В этих случаях коммерческий банк при решении вопроса о праве кредитора на бесспорное списание с должника средств должен руководствоваться указанным письмом плательщика или договором, заключенным с банком.
К безакцептным списаниям можно отнести и право бесспорного взыскания средств с банковских счетов.[7] Такое право предоставлено налоговым и финансовым органам на суммы, недовнесенные в бюджет, и соответствующие суммы штрафов. Эти органы имеют право в бесспорном порядке также снимать средства со счетов дебиторов, которые должны уплатить деньги предприятию, имеющему просроченную задолженность перед бюджетом.
Государственные органы пенсионного обеспечения, медицинского страхования, регулирования ценообразования и другие также имеют право в принудительном порядке взыскивать причитающиеся им деньги.
Кроме того, в соответствии с Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с изготовителя взыскивается в бесспорном порядке стоимость недоброкачественной поставки и соответствующая сумма штрафа. Это положение предусматривает детальный порядок проведения таких операций.
Претензии к коммерческому банку, связанные с выполнением расчетных операций, направляются непосредственно в банк, допустивший нарушение. За несвоевременные (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильные списания средств со счета владельца, а также зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки. В договоре между банком и владельцем расчетного счета может быть предусмотрен и другой размер штрафа и порядок предъявления санкций за нарушения, допущенные при проведении расчетов. В 1992 г. банки начисляли и взыскивали со счетов своих клиентов штрафы за задержку платежей. С июля 1992 г. с банков снята обязанность по начислению и взысканию пени при задержке расчетов. Покупатель (плательщик) уплачивает пени за задержку расчетов в порядке, предусмотренном договором между ним и поставщиком. Пени за каждый день задержки в расчетах составляют 0,5% в день, если другой ее размер не определен в договоре сторон.
Рекомендуемая информация:
Особенности страхового риска и страхового случая
Страховые правоотношения, в большинстве своем, имеют назначением ликвидацию неблагоприятных последствий, вызываемых наступлением вредоносных обстоятельств в жизни страхователя. В силу этого для существования таких правоотношений чрезвычай ...
Понятия страховщика, страховой организации, страховой
компании, их эволюция
Определение страховщика содержится в ГК РФ и в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 4015-1)[1]. В соответствии со ст. 938 ГК РФ страховщиками являются юридические лица, заключающие договоры ст ...
Клиенты банка
Основными клиентами банка являются предприятия малого и среднего бизнеса, а также частные лица. Вместе с тем банк предлагает свои услуги крупным корпоративным клиентам.
Малый и Средний Бизнес.
Обслуживание предприятий МСБ - всегда являл ...