Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Основные функции расчетно-кассового подразделения заключаются в следующем [18, c. 98]:
- организации работы по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и организаций на депозитные счета;
- организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
- оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Современная правовая база безналичных расчетов сформировала такие принципы построения системы безналичных расчетов, которые характерны для рыночной экономики. [6, c. 32].
Первый принцип – списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.
Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различных формах [15, c. 16]:
– материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.
Плательщик превращен в главный субъект расчетной операции во всех формах в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах администрации с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату заработной платы или в контрактах, договорах подряда и т.д.
Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. [35, c. 13].
Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего кредитиву; имеют право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному (текущему) счету) [28, c. 140].
Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредитоспособности и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов [24, c. 215].
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других принципов.
Все расчётно-платёжные операции в РФ проводятся по единым правилам, устанавливаемым законодательством (ГК РФ) и нормативными актами, и Положение Банка России от 05 января 1998 г. №14-П [1, c. 430].
Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях [13, c. 215]:
1. За полученные товары и оказанные услуги (т.е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
2. Для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
3. Для векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.
Рекомендуемая информация:
Основные понятия, принципы и виды ипотеки
Слово «ипотека» греческого происхождения. Впервые оно было употреблено в законодательстве Солона (6 в. до н. э.).
Само понятие «ипотека» основывается на древнеримских принципах залога, являясь более совершенной его формой. Со временем ме ...
Учет финансовых вложений
Финансовые вложения представляют собой вложения организацией своих денежных средств и других свободных ресурсов в активы, не связанные с основной деятельностью и созданием объектов длительного пользования. По своему экономическому содержа ...
Исследование рынка Интернет-банкинга в России
За последние годы резко увеличилось количество банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через интернет. Летом 2004 года примерно каждый третий банк поддерживал интернет-банкинг. В 2005, по данным опроса CNews Analy ...