Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
В последнее время актуализируется проблема дистанционного анализа финансового состояния банка с целью повышения ликвидности банковской системы.
К средствам банковского надзора относятся анализ на месте, в банке и внешнее наблюдение за ним (т. н. дистанционный анализ). Видимо, банкиры разуверились в достоверности дистанционного анализа без дополнительной информации о качестве активов, стабильности депозитов и т.п. и желали бы иметь возможность, не изобретая велосипеда, ознакомится с данными банков по формам отчетности международных стандартов.
Всё чаще слышны мнения о том, что «системы оценок», построенные на расчете коэффициентов по данным исключительно баланса без анализа внутреннего качества счетов, могут давать большую долю погрешности, а баланс в виде остатков по счетам не позволяет адекватно оценить качество активов и обязательств банка. Одним из направлений возможного решения проблем может стать адаптация международных стандартов учета и отчетности к российской практике. [5]
Возможные пути решения проблемы банкиры пытаются найти в объединении информационно-аналитической работы, создании открытых аналитических данных, которые можно было бы использовать в надёжной повседневной банковской практике. Уже не один раз представители ведущих столичных банков обсуждали на совещаниях возможности реализации мероприятий, имеющих в результате прикладной характер: повышение прозрачности банковской системы России.
Поскольку основной целью банковского надзора (а, следовательно, и анализа) является поддержание безопасности и надёжности банковской системы и попытке сделать её «прозрачной» для потребителей банковских услуг, основное внимание должно уделяться унификации и стандартизации подходов к анализу.
В российской практике существуют недостатки методологического аппарата кредитных организаций, на которых хотелось бы обратить особое внимание (на примере условного банка):
§ анализируемый банк рассматривается как отдельно существующий финансовый институт: не оценивается «вес» конкретного банка в финансовой системе страны (того или иного региона), не учитываются возможные влияния акционеров (их сила), клиентов;
§ к несопоставимым по изначальным условиям банкам подходят с «единым мерилом», к примеру: не ранжируется оценка банка в зависимости от принадлежности к региону, хотя всем ясно, что банки, например, Московского региона, обладают гораздо более мощным потенциалом хотя бы потому, что в Москве сосредоточено более 75% объёма финансовых средств страны. Следовательно, должна быть разработана унифицированная методика, взвешивающая показатели деятельности конкретного банка в зависимости от его принадлежности к тому или иному региону;
§ анализ, проведённый с трёх различных позиций (ЦБ, внутрибанковский, рейтинг), свидетельствует о различном объёме доступной информации, и, как следствие - расхождение в определении однотипных показателей, являющихся основными при проведении анализа финансового состояния коммерческого банка, например: рисковые активы, состав капитала, обязательства банка и т.п. Данные несоответствия приводят к различию в оценке ключевых соотношений и как следствие - несовпадающая оценка финансового состояния банка;
§ практически не уделяется внимания трендам показателей банка, все проводимые расчеты осуществляются на уже наработанных цифрах;
§ многие статьи, требующие расшифровки, остаются «безликими». Например, состав (качество) доходов не разбивается, хотя, подобная расшифровка статей доходов могла бы многое сказать об ориентации банка;
§ нет возможности оценить уровень банковского менеджмента (для этого просто не существует наработанных методик);
§ нет единой системы оценки финансового состояния банка.
Поэтому, несмотря на эти недостатки, современный методологический аппарат кредитных организаций необходимо совершенствовать в плане оценки финансового состояния, используя при этом накопленный опыт зарубежной (европейской) банковской системы.
Рекомендуемая информация:
Правовая основа банковской системы Казахстана и формирование банковского
законодательства
Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отмстить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Б ...
Создание в России новых банков с иностранными инвестициями
Иностранная компания может работать на российском рынке, организовывая свою деятельность как через постоянное представительство (филиал), так и не имея такового. Например, можно действовать, имея в России банковские счета, через агента-ре ...
Законодательство о страховании
Законодательство о страховании складывается из норм ГК, специально
посвящённых страхованию или его отдельным видам[1], ряда федеральных законов, посвящённых страхованию или его отдельным видам[2], указов Президента РФ[3], приказов и инс ...