Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.
На первом этапе (1988–1991 г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.
Второй этап с (1992–1993 г.) характеризуется постепенным переходом Национального банка РК к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.
На третьем этапе (с ноября 1993) в связи с введением национальной валюты на Национального банка РК была возложена полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.
Следует, что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно-предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Национальному банку РК, который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.
В этих условиях Национальным банком РК была разработана и утверждена Президентом РК конкретная программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год. Программа была скоординирована с мероприятиями правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, а также учитывала рекомендации международных финансовых организаций. В ходе выполнения этой программы были получены определенные позитивные результаты:
достигнута необходимая координация деятельности Национальный Банка Министерства финансов в проведении финансовой политики государства;
завершено внедрение всего спектра инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерных для классических центральных банков;
разработаны следующие механизмы системы надзора и регулирование деятельности банков второго уровня;
создана нормативная база начата обработка системы валютного регулирования и контроля;
приняты меры по повышению уровня и оперативности анализа макроэкономических процессов, их прогнозирования и использования принятия решения;
проведена значительная работа по достижению адекватности используемой системы бухгалтерского учета Национальный Банка и банка второго уровня международным стандартами потребностям рыночной экономики;
сократилась количество банков, прямонарушающих установленные экономические нормативы и права предприятий и физических лиц – клиентов банков;
повысилось качество механизмов аккумуляции банками второго уровня финансовых ресурсов, а также уровень оценки проектов при кредитовании хозяйствующих субъектов и степени риска возвратности кредитов;
наметились положительные тенденции в повышении уровня капитализации банков, позволяющий им самостоятельно осуществлять финансирование крупных проектов на среднесрочной и долгосрочной основе;
активизирована работа по повышению профессиональной подготовки персонала.
Проведение последовательных и взаимоувязанных шагов по реформированию и развитию банковской системы страны, а также осуществление умеренно-жесткой денежно-кредитной политики позволило обуздать инфляцию, стабилизировать курс тенге и снизить уровень процентных ставок.
Годовые темпы инфляции снизились в 1995 году до 160,3% против 1258% в 1994 году. Курс тенге по отношению к доллару США за 1994 год девальвировался в 8,6 раза, а в 1995 году только на 18%. Ставка рефинансирования Национальный Банка снизилась с 300% в 1994 году до 45% в сентябре 1995 года и, в связи с ростом инфляции в силу влияния немонетарных факторов в четвертом квартале 1995г., повышена в настоящее время до 59%.
Проводимые Национальным Банком меры положительно сказались на результатах финансовой и макроэкономической стабилизации, достигнутой на фоне достаточно сложной и противоречивой ситуации на микроуровне.
Основной целью осуществляемой Национальным Банком денежно-кредитной политики является поддержание стабильности национальной валюты, повышение ликвидности банковской системы и обеспечение адекватных условий для развития рынка. В банковской системе Республики Казахстан Национальному банку принадлежит важнейшая роль в достижении макроэкономической стабилизации, созданию условий для осуществления системных преобразований и формирования на этой основе предпосылок для преодоления спада производства и последующего роста инвестиций и производства.
Рекомендуемая информация:
Анализ формирования кредитного потенциала в ЗАО ВТБ-24 за счет собственных
средств
Исследование структуры баланса коммерческого банка целесообразно начинать с пассива, отражающего источники собственных и привлеченных средств, поскольку объем и структура пассивов в значительной части определяют объем, структуру активов. ...
Банковское регулирование и надзор на территории Российской Федерации
Центральный Банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) является основным органом, выполняющим функции надзора и регулирования в банковском секторе на территории всей России. Вне зависимости от того, на территории какой страны расположен Цент ...
Потребительское кредитование в 2009 году. Прогнозы, перспективы развития
Во второй главе работы подробно описана ситуация, сложившаяся на рынке потребительских кредитов на сегодняшний день, когда во всем мире ярко выражен финансовый кризис.
В сложившейся ситуации пострадали как кредитодатели, то есть банки, в ...