Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
· передавать в банк платежные поручения;
· получать электронные копии платежных документов о зачислении средств в пользу клиента;
· обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и финансовой информацией;
· зачислять средства на счет (если это допускается) и перечислять средства со счета (оплата товаров и услуг, выполнение налоговых и иных обязательных платежей);
· перечислять деньги с одного счета на другой счет;
· заказать чековую книжку и отчет о движении средств на счете за определенный период времени;
· покупать и продавать ценные бумаги и др.
Для клиентов российских банков важнейшим фактором, сдерживающим их массовое вступление в число пользователей подобных систем, остается уровень платы за такие удобства. Другая причина состоит в том, что в нашей стране в настоящее время системы «банк — клиент» работают в основном через телефонные каналы связи. Учитывая низкую надежность и помехозащищенность телефонных линий связи, данный банковский продукт еще не используется повсеместно.
Система «телебанк»
Дистанционное обслуживание клиентов может вестись также с помощью телефона и специальных программ, при наличии которых компьютер способен самостоятельно отвечать на вопросы клиента. Такой вид банковского обслуживания клиентов называется телефонным банкингом (кратко — телебанк).
Телебанк дает клиенту следующие возможности:
· получить в речевом виде информацию об остатках на счетах за любой операционный день;
· получить факсимильную копию выписки из счета за любой операционный день, за произвольный период, в том числе за весь период обслуживания в банке;
· получить в речевом виде информацию о суммах поступлений в пользу клиента за любой операционный день;
· распоряжаться движением средств по счету. Каждому платежу, который клиент может распорядиться провести, используя телебанк, присваивается код, система хранит такие платежи в виде «макетов» платежных поручений с фиксированными реквизитами и пустыми полями, подлежащими заполнению клиентом. При проведении платежа система запрашивает у клиента код платежа и предлагает заполнить пустые поля;
· отозвать переданное в банк распоряжение о платеже до того, как оно попадет в расчетную сеть Банка России (по заявке клиента система формирует документ, отменяющий предыдущее распоряжение);
· проводить плановые (обязательные) платежи;
· заказать наличность в любой валюте с тем, чтобы получить ее в кассе или обменном пункте банка;
· передать в банк заявку на предоставление технического овердрафта в случае нехватки средств на счете для проведения ответственного платежа;
· дать распоряжение о передаче факсимильной копии платежного поручения, переданного через телебанк либо стандартным способом, своему корреспонденту. При использовании данного режима клиент имеет возможность получить оплачиваемый им товар (услуги), находясь в офисе поставщика.
Понимая всю важность того, чтобы уже сегодня предоставлять своим клиентам самые перспективные электронные услуги, занимая тем самым ключевые позиции в их электронном бизнесе, многие банки тем не менее не спешат с этим. Главная причина — в необходимости очень серьезных затрат банка, обусловленных повышенными требованиями к безопасности, надежности, защищенности и быстродействию, предъявляемыми к передовым электронным системам. Их внедрение обязательно повлечет за собой существенное увеличение затрат на поддержку и администрирование программно-аппаратного комплекса банка. Тем не менее постепенный прогресс в этой области банковской деятельности как в мире в целом, так и в России очевиден.
Рекомендуемая информация:
Электронные таблицы
Одним из распространенных аналитических инструментов являются обычные электронные таблицы. Как показывает практика, этот инструмент довольно часто используется для анализа. Поскольку электронные таблицы — один из наиболее простых, доступн ...
Пассивные кредитные операции
Главным источником привлеченных средств являются депозиты. Депозиты делятся на следующие виды:
- вклады до востребования;
- срочные вклады;
- сберегательные вклады.
Вклады до востребования могут быть получены клиентами в любое время. ...
Капитал банковского сектора РФ
Несмотря на то, что, согласно данным аналитического учета кредитных организаций, в течение 2004 года счета их капитала увеличились на 31%, российский банковский сектор все еще характеризуется недостаточной капитализацией, что является одн ...