Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Специальные фонды банка состоят из трех видов: «Дополнительные собственные средства банка» – средства, полученные банком от продажи акций их первым владельцам сверх номинальной стоимости (учредительская прибыль). Этот фонд образуется, как правило, только на увеличение уставного фонда. К специальным фондам относятся также средства, полученные в результате проведенной по решениям Правительства России переоценки основных фондов банка, и учитываемые на отдельном лицевом счете балансового счета «Специальные фонды». Эти средства могут быть использованы на доначисление амортизации по выбывающим основным фондам, по которым начислен износ не в полном объеме, а также на увеличение уставного капитала. Третьим видом специальных фондов является «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», также учитываемый на данном балансовом счете.[23, С.54]
Коммерческие банки формируют фонд «Износ основных средств» путем амортизационных начислений на все виды основных средств. Амортизация начисляется в процентах к балансовой стоимости, исходя из утвержденных норм. При этом по активной части основных средств амортизация начисляется в течении нормативного срока службы, либо срока, в течение которого первоначальная их стоимость полностью относится на затраты банка. По неактивной части основных фондов амортизация начисляется в течение всего срока их службы. Средства этого фонда не включаются в состав капитала банка.
Фонды экономического стимулирования создаются из прибыли банка после налогообложения. Порядок образования этих фондов определяется общим собранием акционеров банка и может быть закреплен в Положении об использовании прибыли, остающейся в распоряжении банка. Этим Положением определяются виды создаваемых фондов и пропорции, т.е. в процентном выражении устанавливается доля каждого фонда, а также доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов. В составе фондов экономического стимулирования коммерческие банки, как правило, формируют другие фонды по усмотрению правления коммерческого банка.
Средства фонда материального поощрения используются на выплату премий, покупку акций для работников банка и другие цели аналогичного характера. Средства фонда производственного и социального развития направляются на приобретение и строительство здания банка, оборудования на покупку жилья сотрудникам банка и т.д. Другие фонды, созданные из чистой прибыли банка, используются в соответствии с их целевым назначением, указанным в Положении о распределении прибыли, остающейся в распоряжении банка. Неиспользованные остатки фондов экономического стимулирования по итогам года могут быть направлены на увеличение уставного капитала.[63, С.12]
Израсходованные банком средства фондов производственного и социального назначения учитываются банком на балансовом счете «Фонды экономического стимулирования направленные на производственное и социальное развитие», могут быть направлены на увеличение уставного капитала. При этом их величина предварительно уменьшается на сумму начисленного износа по основным средствам.
К основным средствам банка относятся также средства от переоценки иностранной валюты. Курсовые разницы формируются путем переоценки иностранной валюты, внесенной в оплату акций коммерческого банка как разница между текущим курсом валюты, установленным на московской валютной бирже. А также курсом, рассчитанным коммерческим банком при пересчете иностранной валюты, внесенным в уставной фонд в рублевое покрытие. В этом случае средства от переоценки валютной части собственных средств в размере 50 % от кредитового сальдо на конец отчетного года могут быть направлены на увеличение уставного капитала. Денежные средства в виде положительных курсов их разниц по валютной позиции банка в конце года включается в доходы банка, а при отрицательных, относятся на операционные расходы и, таким образом, либо увеличивают, либо уменьшают собственные средства банка.[29, С.89]
Рекомендуемая информация:
Проблемы и пути совершенствования рефинансирования
По состоянию на 01 января 2009 года в Приморском крае действуют восемь кредитных организаций, пять из них заключили с Банком России соглашения по депозитам, шесть - генеральные кредитные договоры, количество кредитуемых Банком России корр ...
Особенности маркетинга в страховании
В основе идеи страхового маркетинга лежит ориентация всей деятельности страховщика на потребности своих клиентов. Однако определение потребностей страхователей для их дальнейшего удовлетворения невозможно без понимания мотивации потенциал ...
Платёжная система Банка России, как основа всей
платёжной системы страны
Система финансовых институтов выступает не только главным источником создания платёжных средств, но и системообразующим звеном в организации платёжного оборота. Это становится возможным благодаря осуществлению межбанковских расчётов (МБР) ...